On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Активные обсуждения проходят в русинском сетевом журнале http://getsko-p.livejournal.com/ , http://podkarpatrus.livejournal.com/, http://cylio.livejournal.com/ Открыта русинская почтовая рассылка "Подкарпатская Русь.Русины" Подписаться на рассылку вы можете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/state.politics.rusin

АвторСообщение
Устигающый




Сообщение: 2236
Зарегистрирован: 21.02.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.09 12:04. Заголовок: ФРОЛОВ К, Русины имеют право на автономию


Русины имеют право на автономию

С начала 90-х гг. началось русинское национальное движение за признание своей национальности и за право на автономную жизнь. Русины – Закарпатье (Подкарпатская Русь) было автономной республикой ещё в составе Чехословакии в межвоенный период, а на референдуме 1 декабря 1991 года 78% населения Закарпатья высказалось за возвращение краю прав автономии. Русинская национальность признана всеми странами, в которых есть русинское национальное меньшинство или крупные диаспоры, но только не на Украине.

19-21 марта в Будапеште прошла международная конференция «Опыт и проблемы национального самоопределения русинов», организованная Русинским землячеством в Москве «Карпатская Русь» и Общегосударственным самоуправлением русинского меньшинства Венгрии. В мероприятии приняли участие ученые, общественные и религиозные деятели Венгрии, России, Сербии, Словакии, Украины и Чехии. На конференции были рассмотрены актуальные проблемы истории и современности, национального самосознания и самоопределения русинского этноса, соблюдения прав и свобод русинов в различных государствах Европы.

На конференцию приехали карпаторусские русинские общественные деятели и русиноведы, политики и аналитики из России, Украины, Чехии, Словакии, Сербии, Венгрии. Среди них Константин Затулин (депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о. Игорь Якимчук, Иосиф Гливка (председатель Русинского землячества «Карпатская Русь»), Владимир Мамонтов (главный редактор газеты «Известия»), зав. отделом Украины Института Стран СНГ Кирилл Фролов, Михаил Дронов (секретарь Клуба друзей Карпатской Руси при Русинском землячестве «Карпатская Русь»), Андрей Манайло (председатель Общегосударственного самоуправления русинского меньшинства Венгрии), Папуга Олена (депутат Скупщины Сербии) и другие.

Значительная часть конференции была посвящена правозащитной деятельности. Этот аспект в наибольшей степени связан с Украиной, власти которой не только не признают сам факт бытия русинского народа как отдельной нации, но и проводят беспрецедентные политические репрессии против русинов. В этом контексте Константин Затулин справедливо отметил, что радикализация русинского движения является закономерным следствием политики официального Киева.

Участники конференции приняли решение обратиться к парламенту Украины, чтобы он на уровне закона утвердил принятую в Европе политику в отношении русинов согласно международным стандартам:

1. Признать русинов или как коренную нацию или как национальное меньшинство.
2. Включить русинов в перечень национальностей
3. Соблюдать «Европейскую хартию языков национальных меньшинств».
4. Предоставить русинам Культурную автономию с правовыми гарантиями.

На Украине исключительно усилиями энтузиастов действует ряд русинских организаций, выходят русинские издания (преимущественно не периодические), функционируют русинские СМИ на местном уровне («Ужгород», «20 минут в неделю»). В государственных учреждениях официально русинский язык и литература не преподаются. Русины нe включены в перечень национальностей. В то же время Украина является единственным государством, которое не руководствуется международно-правовыми нормами в отношении национальной политики в отношении этнических меньшинств, принятой во всех европейских странах, где проживают русины, не дает законодательной базы в признании самобытности русинского этноса.

Итогом конференции стала резолюция «О положении русинов на Украине», в которой подчеркивается, что единственным государством, где права русинов систематически и беспрецедентно нарушаются, является Украина. Здесь «официально не признается сам факт существования русинского народа как самостоятельной нации, официально отрицаются факты существования его самобытного языка и культуры».

«Властями Украины также игнорируются права русинов на местное самоуправление, – говорится в документе. – В Закарпатье 1 декабря 1991 г. был проведен референдум, на котором 78% населения высказалось за автономию в рамках Украины, который был проигнорирован властями Украины. Начиная с 1991 года официальный Киев, попирая международно-правовые нормы, предпринимал шаги, направленные на полную и безоговорочную ассимиляцию русинов».

Участники конференции называют эти действия «этноцидом», приводя пример принятого в 1996 г. кабинетом министров Украины «Плана мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», который предусматривал уничтожение русинского самосознания в Закарпатье путем фальсификации истории, тотальной пропаганды и политических репрессий против лидеров русинства. Со времени принятия этого плана политика окончательной денационализации русинов на Украине усугубилась. После прихода к власти Виктора Ющенко эти процессы приняли особенно опасный характер, начались политические репрессий против людей, отстаивающих свою русинскую идентичность, считают общественные деятели и правозащитники.

В резолюции отмечается, что подобная политика властей Украины способствует радикализации русинского движения, создает угрозу миру и стабильности в Центральной и Восточной Европе. Депутатам парламентов Венгрии, Словакии, России, Сербии, Чехии и Украины предложено провести парламентские слушания по вопросам прав русинов, а также довести русинский вопрос до рассмотрения в международных организациях – ООН, Совете Европы, Европейском Парламенте, ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблее Православия и т.д.

Этноцид на Украине
Константин Затулин отметил, что русинов в Закарпатье значительно больше, чем десять тысяч, как указано в результатах последней переписи населения на Украине. Так же, как и русских значительно больше, чем семь с половиной миллионов, указанных в результатах переписи. Занижение количества русинов и русских на Украине – результат политики официального Киева, направленной на их ассимиляцию, уверен депутат. Затулин также добавил, что в Госдуму поступили два обращения русинов – от Сойма подкарпатских русинов и от самопровозглашенного правительства Республики Подкарпатская Русь. Научный сотрудник Института Славяноведения и Балканистики РАН Марина Досталь утверждает, что русинов в Закарпатской области около 700 тысяч, а в мире – около 2 миллионов.

О размахе репрессий свидетельствует тот факт, что в конференции не смогли участвовать такие люди, как духовный лидер карпаторусского народа, выдающийся человек, который сам спроектировал и построил огромный Собор Христа Спасителя в Ужгороде, вмещающий тысячи богомольцев. Служба безопасности Украины преследует о. Сидора за его русинское самосознание, против него возбуждено уголовное дело по обвинению в «сепаратизме». Мало того, по сведениям закарпатских русинов, во Львове – эпицентре русино- и русофобии – собираются судить о. Дмитрия, чтобы превратить и без того беззаконный суд в судилище над православным священником.

В преддверие конференции с открытым письмом выступил председатель Тячевской районной общественной организации подкарпатских русинов Василий Иванович Микулин.

«Написать это письмо меня заставило открытое преследование меня и моей семьи со стороны СБУ, – пишет автор. – Причина – я не боюсь открыто называть себя русином! Не скрываю, что я открыто называю себя русином! Не скрываю, что я открыто отстаиваю реализацию результатов Закарпатского областного референдума 1991 года, не скрываю, что я открыто выступаю против этноцида русинов в Украине. Я хочу открыто говорить на своем материнском языке, мне не безразлична наша русинская история. Не желаю, чтобы меня называли сепаратистом, которым я не являлся и не являюсь, политическим русином или каким-то другим ярлыком. Поэтому я дал согласие возглавить Тячевскую районную общественную организацию подкарпатских русинов, поэтому я принимал участие в работе Второго Европейского Конгресса Подкарпатских Русинов, поэтому был приглашен на научно-практическую конференцию в г. Ростов-на-Дону».

Микулин приводит примеры гонений по национальному признаку на Украине: «Кроме того, я не понаслышке знаком с методами работы украинских спецслужб против русинов. На моих глазах произошел беспрецедентный случай. В кафедральном соборе Христа Спасителя г. Ужгорода сотрудники украинских спецслужб в поисках какого-то беглеца, в частности, сотрудник Ковалев, выломали двое дверей. Кроме меня, там были и другие русины, а также сотрудники милиции. Через несколько минут на вопрос, зачем он выломал двое дверей и разбил фотоаппарат журналиста, сотрудники милиции и спецслужб ответили: „Мы ничего не видели!“ Другой случай. На следующий день после посещения нашего района корреспондентом „Комсомольской правды“, готовившей материал о русинах, у моего заместителя ночью провели обыск. Искали наркотики, оружие, электрошок.

Понятно, что ни в первом, ни во втором случае ничего не нашли. Но совпадения в данном случае исключены. Речь идет о целенаправленном запугивании и терроризировании русинов за их убеждения».

«То, что происходит вокруг нашей русинской организации и меня лично, является продолжением той же политики украинских спецслужб по запугиванию русинов. Началось с запугивания моей беременной невестки, супруги, сына. Использовали разные методы. Приходили поздно ночью домой, ранним утром. Звонили, лично приходили. Перепугали беременную невестку, из-за чего произошел в последующем скандал в моей семье. Распускали слухи, что я где-то скрываюсь. Прогуливаю работу. Дальше – больше: на работе стали запугивать сотрудницу Тячевского районного общества охотников и рыболовов, председателем которого я являюсь. Визиты совершались в разное время», – рассказывает Василий Микулин.

«Ни в своих действиях, ни в действиях нашей и других зарегистрированных русинских организаций я не вижу никакой противозаконной деятельности и не желаю принимать участия в фабрикации криминального дело против русинов даже в качестве свидетеля. Мы в своей работе придерживаемся своих уставных норм, Конституции Украины. Но я точно знаю, что в СБУ игнорируют и Конституцию Украины и не имеют ни офицерской, да и просто человеческой чести. Наше участие в научных конференциях, конгрессах носит более цивилизованный характер, чем действия беспредельщиков из СБУ, запугивающих русинов выламыванием дверей в храмах, необоснованными обысками. Русины не устраивают погромов, как украинские националисты в нашем регионе. Русины идут парламентским путем!», – заключает он.

Между тем, в отличие от Украины, в Венгрии, Словакии, Чехии, Сербии, России русинам предоставлен статус коренного народа, они сохраняют свою национальную идентичность, развивают родной язык и культуру, имеют независимые организации и СМИ.

«Русины в Венгрии официально признаны одной из коренных национальностей страны. Русинские телепрограммы, газеты, школы финансируются из госбюджета», – подчеркнул Андрей Манайло. Глава Будапештского русинского национального самоуправления Марианна Лявинец говорила о «русинском ренессансе» в Венгрии, о новых изданиях русинских художников, писателей и поэтов.

В свою очередь, в приветствии и. о. председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка отмечается, что «Русская Церковь – Мать всей Руси, в том числе – Руси Карпатской», и «русины играли ключевую роль в сохранении Русской Церкви в период гонений прошлого века», а «сегодня Карпатская Русь является оплотом канонического православия на Украине».

Путь в Россию
Именно Россию русины видят опорой и защитницей в борьбе за свои права. Важнейшей основой для такого отношения к России (а также и её свидетельством) является то, что большая часть русинов исповедует православие, а лидирующей церковной организацией в Закарпатье является Украинская православная церковь Московского патриархата.

Неслучайно важной составляющей докладов на конференции было рассмотрение соотношения общерусского и русинского. В этом контексте очень важной была оценка ученого института славяноведения РАН Олега Неменского, который отметил, что русинство, оторванное от общерусского корня – это не русинство. Его поддержали известный русинский филолог и педагог Михаил Алмаший и историк Дмитрий Поп, которые подвергли резкой критике деятельность русинского деятеля из США Пола Роберта Магочи, который стремится оторвать русинов от Руси и благодаря которому остановлено финансирование около 40 русинских школ в Закарпатье. «Мы не продадим русинство за доллары» – твердо заявил Алмаший, говоривший о горькой судьбе карпаторусского образования в Закарпатье.

Константин Затулин также говорил об исторических общерусских корнях, объяснив, почему российские политики считают русинов соотечественниками: «Мы не случайно собрались именно в Будапеште, ибо русско-русинско-венгерские отношения имеют свою серьезную историю». Затулин напомнил, что в течение нескольких веков русинское население венгерской части Австро-Венгерской империи, которое живет здесь с давних времен, было своеобразным культурным посредником между наши народами. Эти люди с гордостью называли себя «угро-россами». Из их среды вышла великая плеяда русинских просветителей, считавших себя частью русского мира и русского языкового пространства. Карпаторусское национальное движение сразу же активизировалось при малейших возможностях.

Как только императрица Мария-Терезия разрешила преподавать в униатских семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски, сразу же начали свою просветительскую деятельность знаменитые утро-русские «будители» – Иван Орлай (1770-1829), Михаил Балудянский (1764-1847), Петр Лодий (1764-1829), Юрий Венелин (1802-1839). Эти карпаторусские интеллигенты вследствие австрийских репрессий при императоре Леопольде II переселяются в Россию. Лодий стал ректором Санкт-Петербургского университета, Балудянский – воспитателем великого князя (будущего императора Александра I). Орлай – доктор философии Кенигсбергского университета, почетный член Российской Академии наук, действительный член общества Истории и Древностей Российских – первый карпаторусский историк. Угро-русским национальным катехизисом стала его статья «История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях, с ними случившихся» («Северный вестник», 1804 г.). А Венелин сделался одним из основоположников русского славянофильства, воспитав притом виднейших русских общественных деятелей Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых. Важнейшей фигурой карпаторусского возрождения является Александр Духнович (1803-1865) – литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение – «Истинная история карпато-россов» (рукопись помечена 1853 г., напечатана в Москве в 1914 г.).

Credo всех карпаторусских интеллигентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими. В целях просвещения карпатороссов Духнович пишет «Сокращенную грамматику русского языка». Следует отметить двух других карпаторусских «патриархов» – Адольфа Добрянского-Сачурова (1817-1901) и Ивана Раковского (1815-1885). Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Им созданы знаменитые манифесты: «Проект политической программы для Руси Австрийской» (1871 г), «О современном религиозно-политическом положении австро-угорской Руси» (1885 г.), «Наименование австро-угорских русских» (1885 г), «Программа для проведения национальной автономии в Австрии» (1885 г).

Иван Раковский более других угро-русских писателей и народных деятелей потрудился над распространением в Угорской Руси общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью» (газета «Светъ». Ужгород, 1868).

На конференции выступил Андрей Бродий – сын выдающегося карпаторусского политика, первого премьер-министра республики Подкарпатская Русь Андрея Бродия и, по собственному признанию, продолжатель дела отца в вопросе автономии Подкарпатской Руси.

Выдающийся русский карпатовед Федор Аристов писал: «К разработкам „украинского“ литературного языка Александр Духнович относился жестко и издевательски». По поводу украинофильского литературного и политического сепаратизма, культивируемого тогда австрийскими властями, Духнович писал: «Простите братья, не оскорбляю никого, но сказати должен я правду, что в тех ваших украинских повестях нет доброго вкуса». Относительно «украинской» орфографии, насильственно введенной в Австрийской Галичине, Духнович указывал, чтобы книги не были писаны «по новой немецко-галицко-русской ортографии, бо у нас тую ортографию и мужик не терпит». Духнович является автором народного гимна Угорской Руси. За свои убеждения он преследовался, до конца своих дней находясь под постоянным полицейским надзором.

Аналогично мыслил Адольф Добрянский. Как богослов он, формально оставаясь греко-католиком, был апологетом православия и единомышленником А.Хомякова, вместе с ним полемизировал с российскими либералами.

Профессор Будилович (друг и зять Добрянского) написал работу «Об основных воззрениях А. И. Добрянского». Представляется уместным привести небольшой отрывок из нее: «Добрянский был непримиримым врагом язычного раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малорусов и червонорусов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданием русского народа, и кровных интересов как этого народа, так и всего греко-славянского мира».

О. Иоанн Раковский, также оставшийся в истории духовного становления русинов, будучи священником-униатом, не решился открыто порвать с Ватиканом, однако, воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию. Помимо возрождения русского языка на Подкарпатской Руси, великая заслуга Раковского – это обращение к православию. После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, в открытую перешли в православие, вслед за чем начался крестный путь Подкарпатской Руси. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса (так называемые 1-й и 2-й Мармарош-Сигетские процессы). А впереди подкарпатских патриотов России ждали бессудные убийства, тюрьмы и ссылки.

Угорская Русь первой половины XX века породила такого духовного лидера, как иеромонах Алексий (Кабалюк), ставшего во главе массового движения карпатороссов за возвращение в православие, охватившего всю Подкарпатскую русь.

Когда Австрия распалась, Подкарпатская Русь была единодушна в своем желании воссоединиться с Россией. Но в России в то время уже хозяйничали большевики, на Подкарпатской же Руси поддерживали белых, стоявших, в отличие от интернационалистов-большевиков, на русских национальных позициях. Все это сделало невозможным воссоединение Подкарпатской Руси с Россией в то время. Ей пришлось выбирать одну из четырех открывшихся перед ней возможностей.

Первая – войти в состав новосозданной Западно-Украинской Народной республики (Галичины). Провозглашая ЗУНР, ее вожди продекларировали и вхождение в ее состав Подкарпатской Руси, не будучи никем уполномоченными и не имея на то ни морального, ни юридического права. Никакого волеизъявления на этот счет народа Подкарпатской Руси не было. Более того – связывать сбою судьбу с правительством ЗУНР, состоящем из «мазепинцев», у карпатороссов не было и не могло быть никакого желания.

Вторая – остаться в составе Венгрии на положении федеративной Карпато-Русской республики или автономной области. К этому решению склонялась весьма незначительная и неавторитетная часть угро-русской интеллигенции – «мадьяроны», и этот вариант был отброшен как непопулярный и бесперспективный:

Третья – обрести полную независимость, создать государство Подкарпатская Русь. Карпатороссы, основываясь на провозглашенном тогда державами-победительницами принципе самоопределения наций, имели тогда и имеют сейчас на это полное право. Но практически это было невозможно, поскольку Антанта фактически диктовала свою волю и кроила карту Европы, не особенно считаясь с самоопределением народов и руководствуясь собственными соображениями. По отношению к Подкарпатской Руси ставилась цель не допустить ни в коем случае ее самостоятельности, ибо было более чем вероятно, что она, став независимой, пожелает в той или иной форме соединиться с Россией.

Четвертый вариант состоял в том, чтобы включить Подкарпатскую Русь на положении субъекта федерации в состав вновь образованной Чехословацкой республики. Этот вариант и был принят. Карпатороссы помнили москвофильство «младочешской» партии, но Чехословакия жестоко обманула Подкарпатскую Русь.

Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословацкой республике согласно международному договору, подписанному 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермене Великой Антантой и присоединившимися к ней державами, с одной стороны, а также представителями Чехословацкой республики – с другой. От имени Чехословакии договор был подписан доктором Бенешем, ставшим потом президентом страны.

Сен-Жерменским договором Подкарпатской Руси была гарантирована «полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии». Подкарпатской Руси должен был быть предоставлен свой собственный законодательный сейм (в ведение которого должны были входить все вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации, и все другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства) и автономное правительство, ответственное перед сеймом. Во главе администрации должен был быть губернатор, назначаемый президентом республики и ответственный перед карпаторосским сеймом. Чиновники в Подкарпатской Руси должны назначаться, по возможности, из местного населения. Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть представленной в чехословацком парламенте. Контроль над выполнением договора вменялся Лиге Наций.

Все эти установления были проигнорированы Чехословакией. Вопреки договору Подкарпатская Русь была разделена между субъектами федерации: ее часть (так называемая Пряшевская Русь с 250 тысячами карпатороссами) была присоединена к Словакии. Никакого сейма создано не было. На руководящие должности в администрации назначались чехи.

Чехословацкое правительство начало проводить искусственную украинизацию Карпатской Руси, видя в этом средство для отсрочки предоставления автономии и ослабления национально-культурного единства карпатороссов. Правительство специально выписывало и командировало в Закарпатье галицийских «самостийников». Вплоть до 1937 г. было запрещено преподавание в школах на русском языке. «Самостийники» имели в Чехословакии три учебных заведения, финансируемых правительством, карпатороссы – ни одного. Галицкие самостийнические издательства, культурные общества также финансировались за счет государства, в то время как проф. Г. Геровский, крупнейший карпаторусский лингвист, находился в 1936 г. под домашним арестом.

Невзирая на систематическую двадцатилетнюю политику насильственной украинизации, осуществлявшейся силами чешского правительства, римско-католической церкви, социал-демократов и коммунистов, результаты ее к 1938 г. оказались ничтожными. Из восьми депутатов и сенаторов, представлявших русский народ в чехословацком парламенте, семеро были русские патриоты, и только один, избранный чешскими и мадьярскими избирателями, считал себя украинцем. На Пряшевской Руси, переданной Словакии, все население голосовало за русских депутатов. «Украинцы» даже не осмеливались выдвигать своих кандидатов. А на референдуме, проведенном на Подкарпатской Руси в 1938 г., 76% опрошенных высказались за русский язык как официальный. В политической жизни только те партии могли существовать на Подкарпатской Руси, которые поддерживали русскую идею. 8 мая 1919 г. была создана Русская Народная рада. Количественно самой сильной русской партией был автономный Земледельческий Союз во главе с Андреем Бродием. Интересы карпатороссов отстаивала также Аграрная партия. В 1938 г. АЗС и Аграрная партия объединились в Русский блок.

В 1938-39 гг. перед лицом гитлеровского нашествия Чехословакия пошла на уступки – в мае 1938 г. была провозглашена автономия Подкарпатской Руси. Было создано первое автономное правительство Подкарпатской Руси (октябрь 1938 г.), в котором Бродий стал председателем Совета Министров и министром народного просвещения. К сожалению, впервые созданное, русское правительство совершило серьезную ошибку, включив в своей состав проукраинского политика Августина Волошина, ставленника гитлеровской Германии. Менее чем через три недели после образования карпаторосского правительства премьер-министр Бродий был арестован, а на его пост назначен Волошин. Вот как описывает историю этого переворота карпаторосский лидер А. Геровский: «Я немедленно, тут же из президиума югославского министерского совета позвонил в Прагу министру иностранных дел Хвалковскому. Его в министерстве не оказалось, и вместо него со мной разговаривал его заместитель д-р Масаржик. На мой вопрос, на основании какого права чешское правительство могло арестовать главу автономного карпато-русского правительства и назначить на его место человека, к которому большинство русских Карпатской Руси не имеет никакого доверия, д-р Масаржик ответил, что чешскому правительству пришлось это сделать потому, что ему „так было приказано свыше“. Когда я выразил свое удивление по этому поводу, Масаржик прибавил: „Нам пришлось сделать еще и что-то другое, что нам было гораздо более неприятно“. А на вопрос, что под этим слезет подразумевать, он ответил: „Им, т.е. Германии, должны были предоставить экстерриториальную дорогу, соединяющую Бреслау с Веной через нашу территорию“».

Волошин переименовал Подкарпатскуую Русь в Карпатскую Украину и возмечтал сделать из нее «Пьемонт» для создания «Великой Украины». Однако в 1938–39 гг. нацисты отдали Подкарпатскую Русь Венгрии. Для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове. где охранниками и палачами были галицийские «сичевые стрельцы».

Не менее ожесточенно происходила борьба за духовную свободу Подкарпатской Руси. Согласно Сен-Жерменскому договору, церковные отношения регламентировались карпаторусским правительством. Огромную роль в невыполнении Чехословакией Сен-Жерменского договора сыграла чешская римско-католическая к партия «Лидова Страна», возглавляемая кардиналом Шрамеком, и римско-католическая партия патера Тиссо, примкнувшая затем к Гитлеру. Шрамек поддерживал лидеров Чехословакии Масарика, а затем Бенеша при условии, что правительство будет подавлять Православную Церковь и не предоставит автономию Подкарпатской Руси.

Склеенная насильно греко-католическая конфессия при ослаблении государственной поддержки стала разваливаться. Карпатская Русь начала сбрасывать униатское ярмо еще в конце XIX века. Даже австро-венгерский геноцид не смог остановить процесс. Православные христиане мадьярской части Австро-Венгерской империи находились в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 20-е годы Сербия стала «второй Россией». Эта братская держава приютила и армию генерала Врангеля, и Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви за границей. Самую братскую поддержку оказала Сербская Церковь и Карпатской Руси – туда был направлен епископ Нишский Досифей: после многовекового ватикано-униатского гнета это был первый православный епископ на Подкарпатской Руси. В 1921 году, как только Досифей прибыл на Карпаты, около миллиона человек покинуло унию и вернулось в Православие. Опорой Досифея стал архимандрит Виталий (Максименко) – бывший начальник типографии Почаевской Лавры, знаменитый миссионер и лидер правых русских партий, ученик митрополита Антония (Храповицкого).

Чешское правительство поддерживало унию, пыталось спровоцировать раскол в Православной Церкви. Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис), поддержавший советских обновленцев в борьбе с Патриархом Тихоном, пытался подчинить себе в 1928 г. всех православных христиан Чехословакии, поставив туда своего архиепископа Савватия. Однако авторитет епископа Досифея, архиепископа Алексия (Кабалюка) и о. Виталия (Максименко), сплоченность карпатороссов и помощь братской Сербии позволили нейтрализовать эти действия.

Во время второй мировой войны епископ Досифей попал в плен к хорватским усташам. Фанатично настроенные католические активисты таскали его за волосы по улицам Загреба.

В 1939 г. Подкарпатскую Русь оккупирует Венгрия. Приведем свидетельство карпаторусского общественно-политического деятеля Михаила Прокопа: «Венгерские власти желали ликвидировать в самый короткий срок не только русский литературный язык, но и весь русский народ, живущий на южных склонах Карпатских гор, превратив его в мадьярский. И при этом они совершенно чистосердечно удивлялись тому сопротивлению, какое оказывал их планам русский народ… Разрушались памятники Пушкину, Добрянскому, Митраку, сжигались русские городские, сельские и общественные библиотеки, уничтожали русскую кооперацию… Русская молодежь протестовала. Мадьярские жандармы и полицаи брали учеников гимназий с уроков и избивали их».

Кирилл Фролов
http://win.ru/europe/1594.phtml?PHPSESSID=9f54d9785e3300bfb70966aa90bffc82


Обсуждение русинской проблемы в сетевом журнале "Подкарпатская Русь"
http://podkarpatrus.livejournal.com/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет